В литературе широко известна легенда о том, что в 7000 сентябрьском году от «сотворения мира», или в сентябре 1491 — августе 1492 года после рождения Христа, люди ожидали конца мира. Именно поэтому, как считают некоторые исследователи, Русь не имела календарей, разработанных на восьмую тысячу лет от «сотворения мира». А. Покровский писал: «Когда прошел страшный 7000 год, надо было опять составлять пасхалии» (18, с. VII).
Мы согласны с тем, что 7000-й г. мог быть страшным для суеверных мирян, уверовавших в крушение мира. Однако нам кажется, что пасхальные календари не могли кончаться 7000—м г. от «сотворения мира», так как жизнь продолжалась, церковь функционировала, что уже само по себе требовало составления и пользования, календарями.
Утверждение А. Покровского и других исследователей нам кажется неосновательным еще и потому, что с древних времен применялся математически рассчитанный александрийскими астрономами Полный или Особый пасхальный цикл в 7980 лет, позволяющий определять дни Пасхи при составлении пасхальных календарей. Этот цикл был утвержден на одном из первых Вселенских церковных соборов и состоял из пятнадцати 532-летних Великих Индиктнонов (532X15 = 7980). А Великий Индик- тион Пасхи в 532 года базировался на 28-летних кругах Солнца и 19-летних кругах Луны (28X19 = 532). Круг Солнца — это 28-летний период, по истечении которого воскресенье и остальные дни недели приходятся на те же числа месяцев года. Круг Луны это 19-летний период, по истечении которого фазы Лупы возвращаются к тем же числам месяцев солнечного года. Счет кругов Солнца и Луны у византийцев начинался от «сотворения мира» (СМ), или от 1 сентября 5509 г. до н. э. Латинское слово «шсИсНо» (назначать, назначать дань) применялось в Риме и Византии для обозначения 15-летних циклов вместо греческих 4-летних олимпиад. Исчисление индиктами принято в знак уважения к императору Константину Великому за Признание христианства.
Следовательно, Особый или Полный цикл Пасхи в 7980 лет соответствует 28-летнему кругу Солнца, 19-летнем у кругу Луны и 15-летнему индикту (28X19X15 = 7980). Если предположить, что полный пасхальный цикл ведет свое начало от расчетного 5509 византийского года до н. э.. то цикл Пасхи в 7980 .шт будет достоверным в историческом счете годов по 2471 г. и. э. (—5509+7980=2471).
Но смена 532-летппх циклов не приходилась на 7000 русско- византийский год от СМ, или на 1 сентября 1491 г. после рождества Христова (Р. Хр.). Для доказательства произведем расчет границ 532-летних Великих Пнднктпонов в .пределах 1 —7000 года от СМ:
7000:532= 13, в остатке 84.
Находим год окончания 13-го цикла:
7000 84 6916.
Переведем 6916 год от СМ в месяцы и годы и. э,
—5509+6916= 1407 (сентябрь—декабрь)
—5508+6916= 1408 (январь—август).
Итак, нашими расчетами установлено, что первая Пасха 14-го цикла в 532 году датировалась 1409 г. н. э„ а не 7000 (1492) г., как утверждал А. Покровский и другие исследователи.
Проходивший в 7000 г. от СМ церковный Собор при Иоане 111 и митрополите Зосиме говорит не о конце мира и отсутствий пасхальных календарей, а о реформе существовавших положении в вычислениях и обозначениях пасхальных годов (см. Н. М. Карамзин. История государства Российского. 12).
В «Каноне русских солнечных затмений» М. А. Вильева в книге Д. Свитского (23, с. 13) сообщается, что в воскресенье 8 мая 1491 г. наблюдалось почти полное (1 1,5 дюйма = 0.958 диска) солнечное затмение и треугольнике Москва—Киев—Новгород. Об этом же событии в «Псковской летописи» (19. с. 169) под 6999 (1491) г. находим: «Тогожь лета бысть зваменiе въ солнцы». Сопоставление приведенных данных с мифическими повериями, отраженными в «Слове о полку Игореве» в связи с солнечным затмением в среду 1 мая 1 185 г. объясняет, по нашему мнению, страх перед 7000 г. от СМ. Еще более весомым опровержением легенды об отсутствии-календарей в 7000 г. от СМ может служить «Пасхальный месяцеслов» XII в.
Приступая к исследованию этого памятника Киевской Руси, авторы обратили внимание па расположение пяти гравированных пластин и одиннадцати Серафимов и Херувимов, прикрепленных выше большого перекрестия. Наименование гравюр, чередование их соответствовало 15-ти пасхальным неделям — седмицам в интервале «Сыропустная неделя» —- «Пятидесятница». Эти данные н послужили основанием назвать документ «Пасхальным месяцесло вом».
Известно, что подвижные пасхальные годы в 50, 51, 54 и 55 седмиц состояли из 18 седмиц пасхального предела от «Недели о Мытаре п Фарисее» до «Пятидесятницы» — постоянной величины в 32, 33 36 п 37 седмиц от «Пятидесятницы» до «Недели о Мытаре и Фарисее» следующей Пасхи — переменной величины.
Продолжая исследование «Пасхального месяцеслова», мы прежде всего установили, что на пьедестале главы Адама, разделенном на 32 участка н имеющем 36 «рез» верхнего ряда и 37 «рез» нижнего ряда, возможно отсчитывать переменную величину в 32, 33, 36 и 37 седмиц. После этого надо было отыскать дни семидневной недели. Символы «ю о Г\Ъ> («существующий вечно») в круглом обрамлении вокруг главы Иисуса Христа относятся к дням семидневной недели. Мы предположили, что двумя эмалевыми дольками голубого цвета зашифрованы понедельник; пятница, две дольки желтого цвета обозначали вторник и четверг, а две белые дольки соответствовали среде и субботе. Символом воскресенья, но-видимому, является гравированное распятие Иисуса Христа. Гравюра распятия выделяется на голубом фоне, как бы напоминая, что библейская казнь Иисуса Христа произошла в пятницу.
По расположению видно, что пяти желтым эмалевым полям па малом кресте придавалось большое значение. Беспорно, что они служили для отсчета индиктов: 5 + 5-|-5- 15. Под числом пять просматривается римско-византийская система сбора налогов: в первые пять лет подать вносилась железом и медью для | ыделкп оружия, во вторые пять лет серебром для жалования чиновникам и войску, а в третье пятилетие — золотом для \ крашения храмов.
Вполне возможно, что Киевская Русь приняла от Византии нс только счет индиктами, но и некоторые традиции взимания податей для украшения храмов и снаряжения дружин.
Буквы «INЦН», по свидетельству Оскара Мегера (8, с. 555), обозначали «Iисусъ — Назарянинъ. Царь Iудейекiй»,
Нанесенные под индиктными полями 10 белоэмалевых долек, по-видимому, применялись для отсчета 28 кругов Солнца, при этом в третьем десятке две малые дольки в счет не брались (10—{—10+8 = 28). Мы обратили внимание на то, что 10 белоэмалевых полей кругов Солнца и три сегмента семидневной недели (среда—четверг—пятница) между собой согласуются.
При внимательном осмотре «Пасхального месяцеслова» можно убедиться, что 58 разноцветных эмалевых полей, напоминающих фазы Луны и нанесенных на нижнем косом перекрестии большого креста, служили для отсчета целой гаммы лунных календарей.
Интересно отметить, что пасхальный Особый цикл в 7980 лет состоял из 420 лунных циклов Метопа (7980:19 = 420), из 105 лунных циклов Калиппа (7980:76=105), из 26 лунных циклов Гиппарха и одного полного цикла Калиппа (304х26-|-76 = 7980). Но наряду с лунными кругами в 19 и 76 лет и 304 года применялся и 8-летний лунный цикл Клеострата Тенедосского. Наибольшей точностью обладал 304-летний цикл Гиппарха, а наименьшей 8-летний цикл. Кстати, 304-летпий цикл Гиппарха состоял из 38 циклов Клеострата Тенедосского (304:8 = 38). Это соотношение циклов закодировано под 38 эмалевыми лунноподобными изображениями косой перекладины креста (20—(-18=38). Согласно данным Н. И. Идельсопа (7, с. 392), количество дней в 8-летнем лунном цикле распределялось по годам в следующей последовательности:
«1-й | лунный год 354 дня | 5-й | лунный год 384 дня |
2 | „ 384 ,. | 6 | „ 354 „ |
3 | „ 354 „ | 7 | „ 384 „ |
4 | „ 354 „ | 8 | „ 354 „» |
Сумма 2922 дня».
Естественно, что на «Пасхальном месяцеслове» должны были систематически отсчитывать простые лунные годы в 354 дня и эмболисмические — в 384 дня. Мы предположили, что 11 Серафимов и Херувимов обозначали 11 лунных месяцев в 330 дней (330.11=30) «правый нижний ангел — 24 дня, а левый нижний 30 дней. Эти исходные величины давали возможность составлять 8-летние лунные циклы. Для ежегодного согласования лунного года в 354 дня с солнечным годом в 365 дней пользовались числом 11 (354-}-11 =365), или в високосном году — числом 12 (354-И 2 = 366).
Период в 7980 лет оказался удобным для астрономов. Его «заимствовал… в Константинополе», согласно утверждению, Д. Гершеля (6, с. 303), французский историк и астроном Иосиф Скалигер (1540—1609). С целью определения числа «дней, прошедших между двумя удаленными датами», составлены портативные «Таблицы юлианских дней Буткевича» от — 2000 по 2000 год н. э. (см.: А. В. Буткевич, М. С. Зеликсон. Вечные календари. 4, с. 68—71).
Гравированным портретам на двух нижних пластинах, служащим как бы базовыми хронологическими точками, соответствовали, в основном, неподвижные праздники юлианского года. А счет дней и чисел месяцев юлианского солнечного года заложен в шестой и седьмой пластинах. Желтоэмалевыми «двойками» обозначено воскресенье. Например, в 1136 году в марте, мае, августе и ноябре было по 5 воскресений.
Кирик Новгородец в «Учении…» сутки делил на 12 дневных и 12 ночных часов. В некоторых календарях первой половины XVII века перед каждым месяцем года указывается отдельно количество дневных и ночных часов. Авторы обратили внимание на размеры 12 проемов между гравированными пластинами н креплениями одиннадцати изображений Серафимов н Херувимов. Эти 12 проемов могли соответствовать 12-ти месяцам года. Причем размеры проемов свидетельствуют о стремлении учесть продолжительность солнечных дней и месяцев: для января, февраля, ноября и декабря просвет самый малый, а для мая. августа просвет самый большой.
Следовательно, на «Пасхальном месяцеслове» могли отсчитываться круги Солнца, круги Луны, индикты, пасхальные, солнечные и лунные годы, седмицы пасхальных годов, световая длина солнечных дней, недели и месяцы юлианского года.
Продолжение следует….