Менее чем через месяц после запуска подписка Meta без рекламы для европейских пользователей сталкивается с первыми проблемами конфиденциальности в ЕС.
Австрийская группа по защите цифровых прав Noyb (стилизованная под noyb) 28 ноября 2023 года подала жалобу в орган по защите данных страны, предупредив, что такая модель сделает неприкосновенность частной жизни эксклюзивным правом «для богатых».
В настоящее время организация призывает Австрийское агентство по защите конфиденциальности инициировать процедуру, чтобы положить конец тому, что она считает «незаконной обработкой».
Официально запущенный в начале ноября, пользователи Facebook и Instagram в ЕС, ЕЭЗ и Швейцарии теперь могут отказаться от всей рекламы на этих двух платформах, заплатив абонентскую плату – и это недешево.
Для регистрации пользователям должно быть не менее 18 лет. Они могут выбирать между более дешевой подпиской для настольного компьютера за ежемесячную плату в размере 9,99 евро или аналогом для смартфона за 12,99 евро в месяц. До 1 марта 2024 г. плата распространяется на все связанные профили в Центре учетных записей пользователя. После этого будет взиматься дополнительная плата в размере 6 евро за настольный компьютер и 8 евро за iOS/Android. Давайте посмотрим правде в глаза: это не то, что может себе позволить тот, кто заботится о своей конфиденциальности.
В своем официальном заявлении Meta описывает новую модель подписки как способ «сбалансировать требования европейских регуляторов, одновременно предоставляя пользователям выбор и позволяя Meta продолжать обслуживать всех людей в ЕС, ЕЭЗ и Швейцарии». Однако, по мнению Нойба, конфиденциальность данных должна быть правом, доступным каждому, независимо от его банковского счета.
Отслеживайте персонализированную рекламу с помощью Meta – или платите до 251,88 евро в год, чтобы сохранить фундаментальное право на защиту данных – noyb подает новую жалобу GDPR на Meta по поводу «Pay or OK» https://t.co/ 0prQpd5J0B, 28 ноября 2023 г. посмотреть больше
Макс Шремс, председатель нойба, сказал: «Основные права обычно доступны каждому. Сколько людей все равно воспользовались бы своим правом голоса, если бы им пришлось заплатить 250 евро? Были времена, когда права на землю были закреплены за богатыми. Кажется, Мета хочет вернуть нас более чем на сто лет назад.
Высокая цена планов Meta без рекламы — не единственное, что беспокоит группу по защите цифровых прав. Сторонники также полагают, что Meta в очередной раз пытается обойти свои обязательства по защите данных пользователей, которые запрещены законодательством ЕС.
«Законодательство ЕС требует, чтобы согласие было истинной свободной волей пользователя», — объясняет Феликс Миколаш, юрист по защите данных в noyb. «В нарушение этого закона Meta взимает «плату за конфиденциальность» в размере до 250 евро в год, если кто-то осмелится реализовать свое фундаментальное право на защиту данных».
Миколаш ссылается главным образом на правила GDPR, согласно которым все онлайн-сервисы должны предлагать каждому пользователю возможность отказаться от онлайн-отслеживания и персонализированной рекламы – без необходимости за это платить. Союз также недавно ввел новые обязательства для крупных технологических компаний. В соответствии с Законом о цифровых услугах (DSA), Meta, TikTok, Twitter, Google и Microsoft, среди прочих, запрещено участвовать в определенных манипулятивных рекламных практиках.
Это становится еще более зловещим, если учесть, что гигант социальных сетей не прочь попасть в неприятности с властями ЕС из-за неправомерного использования пользовательских данных. В январе Meta была оштрафована на 390 миллионов евро за свою практику рекламы и обработки данных – судебный иск был вызван именно жалобой NOYB в 2018 году. Затем в мае компания была оштрафована на рекордные 1,3 миллиарда долларов за незаконную передачу данных от пользователей из ЕС в США.
Именно в такой ситуации защитники конфиденциальности в noyb рассматривают модель подписки Meta без рекламы как еще одну попытку обойти законы ЕС о конфиденциальности.
Как будто всего этого было недостаточно, Нойб также опасается, что решение Меты может создать опасный прецедент, который может вызвать эффект домино внутри сектора. Компания TikTok, известная своей конфиденциальностью, уже подтвердила, что тестирует планы без рекламы за пределами США – об этом сообщает TechCrunch.
Учитывая, что, по данным Google, если на телефоне среднестатистического человека установлено около 35 приложений, конфиденциальность в Интернете вскоре может стать очень дорогим товаром, который сможет себе позволить лишь небольшая часть населения.
«Более 20% населения ЕС уже находится под угрозой бедности. Для заявителя в нашем случае, как и во многих других, система «Плати или ОК» будет означать, что вы должны платить за аренду или что у вас есть право на конфиденциальность», — говорит Шремс.
Все это означает, что большинству людей тогда придется отказаться от своего права на неприкосновенность частной жизни, несмотря на опрос 2019 года. Из него следует, что только от 3 до 10% пользователей фактически согласны с тем, чтобы их личные данные использовались для таргетированной рекламы. Эта так называемая система «Плати или ОК» серьезно противоречит «дискреционному» праву на конфиденциальность, предусмотренному GDPR и многими другими законами о защите данных.
Шермс сказал: «Если 3% людей на самом деле хотят плавать, но 99,9% оказываются в воде, каждый ребенок знает, что это не был «свободный» выбор. Это не разумно и не законно – просто жалко, что Мета продолжает игнорировать законы ЕС».
Первоисточник: : https://nybreaking.com/category/tech/